Уполномоченный по правам ребенка
Хвостикова Елена Николаевна
Дорогой друг!
Если Тебе необходима помощь, ты нуждаешься в добром слове, совете, поддержке, Тебе очень плохо и одиноко, хочется поговорить и быть услышанным, мы готовы помочь тебе в разрешении трудностей, возникающих в школе, на улице, дома.
Проконсультируем Тебя по вопросам детско-родительских и детско-детских отношений, межличностных конфликтов и другим проблемам.
Режим работы: ПН-ПТ: с 10.00 - 13.00, кабинет № 10
Уполномоченный по правам ребёнка (омбудсмен) руководствуется:
*Законодательные акты, определяющие деятельность школьного омбудсмена
1. Конвенция ООН о правах ребёнка
2. Конституция РФ
3. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»
4. Федеральный закон «Об образовании»
5. Семейный кодекс РФ
6. Трудовой кодекс РФ
*Локальные акты
1. Устав школы
2. Положение «Об уполномоченном по правам участников образовательного процесса».
3. Правила школьной жизни
4. Решения Совета школы
ПРЕЖДЕ ЧЕМ ОБРАЩАТЬСЯ К АДМИНИСТРАЦИИ, ПОПРОБУЙТЕ РАЗРЕШИТЬ СВОЙ КОНФЛИКТ С ПОМОЩЬЮ ОМБУДСМЕНА.
План работы
школьного уполномоченного по правам ребенка
Хвостикова Елена Николаевна
2021/22учебный год.
Должность школьного уполномоченного по правам ребенка (далее Омбудсмен) учреждается в соответствии с локально – нормативным актом образовательного учреждения Положением о школьном уполномоченном по правам ребенка в целях усиления гарантий защиты прав и достоинства участников образовательного процесса и восстановлению нарушенных прав.
Права ребенка определены Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ и другими законодательными актами. На практике не всегда эти права соблюдаются, и мы сталкиваемся с насилием в семье, психологическим давлением, конфликтами между учеником и учителем, учителем и родителями в школе. Именно потому необходим человек, который ежедневно будет помогать нашим детям в решении вопросов взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса с правовой точки зрения.
Уполномоченный по правам участников образовательного процесса - это неофициальное лицо, избранное школьным сообществом и утвержденное Советом школы (Управляющим советом), наделяется полномочиями отслеживать соблюдение законных прав и интересов учащихся, учителей и родителей, разбирать конфликтные ситуации, заниматься правовым воспитанием, образованием и профилактикой нарушения прав всех участников образовательного процесса. Приоритетным направлением деятельности Уполномоченного является защита прав детей.
Цель работы:
- Создание целостной системы нравственной, социальной, психологической и правовой поддержки каждого ребёнка в решении школьных проблем.
- Обеспечение и защита конституционных прав несовершеннолетних на получение основного общего образования и законных интересов других участников образовательного процесса.
Задачи:
- Повышение уровня правовой грамотности обучающихся, педагогов и родителей.
- Взаимодействие образовательного учреждения с семьёй с целью формирования гражданской позиции и правового самосознания участников образовательного процесса.
-Оказание помощи родителям в трудной жизненной ситуации их детей, в регулировании взаимоотношений в конфликтных ситуациях, формирование у детей навыков самостоятельной жизни;
-Содействие правовому просвещению участников образовательного процесса;
-Обеспечение гарантий защиты прав и законных интересов ребенка.
Основные направления деятельности уполномоченного по правам в школе:
1. Совершенствовать систему правового и психологического сопровождения образовательного процесса в школе.
2. Активизировать деятельность ученического и родительского сообщества.
3. Продолжить просветительскую деятельность среди всех участников образовательного процесса.
месяц |
мероприятие |
ответственный |
сентябрь |
1. Информирование родителей и их детей о наличии в школе уполномоченного по правам ребёнка и специфике его деятельности ( на школьном сайте). 5.Организация встреч с инспектором ПДН и специалистами служб и ведомств системы профилактики. |
Уполномоченный по правам ребенка Социальный педагог |
октябрь |
1. Оформление информационного уголка учащихся «Мои права и обязанности» |
Уполномоченный по правам ребенка Социальный педагог
|
ноябрь |
1. 16.11 2021.- День толерантности. Проведение психологического занятия для старшеклассников по теме «Толерантность» |
Уполномоченный по правам ребенка Социальный педагог |
декабрь
|
1. Рейд в неблагополучные семьи, семьи учащихся «группы риска» с целью обследования жилищно-бытовых условий детей и семьи в целом. 3. Анализ работы за 1 полугодие.
|
Уполномоченный по правам ребенка Социальный педагог |
январь |
1.Организация встреч с инспектором ПДН и специалистами служб и ведомств системы профилактики 3.Анкетирование учащихся 5-11 классов и их родителей с целью исследования проблем, связанных с жестоким обращением с детьми в семье, школе. Справка по итогам анкетирования. 3. Разбор жалоб участников образовательного процесса, беседы, консультирование. |
Уполномоченный по правам ребенка социальный педагог |
февраль |
1. Акция: «Наркотики, алкоголь, употребление ПАВ – путь в никуда» Беседы по классам на тему: «Ответственность за хранение, приобретение наркотических веществ и курительных смесей». 2. Разбор жалоб участников образовательного процесса, беседы, консультирование. |
Уполномоченный по правам ребенка Социальный педагог Классные руководители |
март |
1. «Правовой аспект проведения ОГЭ и ЕГЭ» правовой практикум для учащихся 9-го и 11-го класса. (9,11). 2. Посещение неблагополучных семей с целью оказания какой-либо помощи. |
Уполномоченный по правам ребенка Социальный педагог |
апрель |
1. Круглый стол: » Как не стать жертвой насилия». 8-11 класс |
Уполномоченный по правам ребенка Социальный педагог |
май |
1. Сбор информации о занятости в каникулярное время обучающихся, состоящих на разных формах учёта. 3. Составление плана работы уполномоченного по правам ребёнка в школе на 2020-2021 учебный год. 4. День детского телефона доверия. |
Уполномоченный по правам ребенка |
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО
Уполномоченный действует в пределах компетенции в рамках образовательного процесса. Он не принимает управленческих решений, отнесенных к образовательному процессу и компетенции должностного лица.
В целях выполнения своих функций Уполномоченный имеет право:
1.посещать уроки, родительские собрания,заседания органов ученического самоуправления,попечительского и педагогического советов и совещания при директоре;2.получать объяснения по спорным вопросам от всех участников образовательного процесса;
3.проводить самостоятельно или совместно со школьными органами самоуправления, администрацией школы проверку факта нарушения прав, свобод и интересов ребенка;
4. заниматься решением проблем по собственной инициативе при наличии факта грубых нарушениях прав ребенка;
5.выбирать себе помощников из числа участников образовательного процесса;
6.действовать в качестве посредника в случаях возникновения конфликтов между детьми и родителями, школьниками и учителями, родителями и педагогами;
7.содействовать повышению информированности о правах ребенка, как самих детей, так и взрослых.
Уполномоченный обязан:
*содействовать разрешению конфликта путем конфиденциальных переговоров;
*вносить предложения и рекомендации (письменные и устные) в административные органы о совершенствовании механизма обеспечения и защиты прав и законных интересов ребенка;
* предлагать меры для разрешения конфликта;
* представлять свои мнения, оценки и предложения, как общего характера, так и по конкретным вопросам по результатам изучения и обобщения информации о нарушении прав, свобод и законных интересов ребенка органам самоуправления школы, педагогическому совету и администрации школы;
* не разглашать ставшие ему известными в процессе выяснения сведения без согласия заявителя;
*осуществлять сбор,изучение и анализ информации по вопросам обеспечения и защиты прав и законных интересов ребенка;
*обращаться в компетентные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного, административного производства в отношении должностных лиц, в решениях или действиях (бездействиях) которых он усматривает нарушения прав ребенка.
Система мер правового просвещения призвана выполнять следующие функции:
- информационную – расширяет осведомленность участников образовательного процесса в правовых вопросах, увеличивает их возможность доступа к получению правовой информации о возможности защиты гарантированных государством прав и свобод;
- разъяснительную – обеспечивает адекватность уяснения сообщаемых сведений, обеспечивает единство понимания и применения общих стандартов в области прав человека;
- идеологическую – популяризует идеи и концепции, отражающие особые интересы социальных общностей и групп;
- агитационно-пропагандистскую – распространяет сведения о деятельности органов государственной власти, просветительских организациях в целях выработки правового мышления у участников образовательного процесса;
- консультативную– распространяет функциональные знания о едином понимании прав человека, необходимые гражданам в повседневной жизни.
Основные направления правового просвещения и воспитания:
- правовое просвещение и воспитание обучающихся общеобразовательного учреждения;
- правовое просвещение и воспитание сотрудников образовательных учреждений;
- правовое просвещение и воспитание родителей (законных представителей) обучающихся общеобразовательных учреждений;
- собственно-методическая работа.
Порядок рассмотрения Уполномоченным жалоб (обращений)
Уполномоченный рассматривает только жалобы участников образовательного процесса (обучающихся, учителей, родителей обучающихся), касающихся нарушения их прав и свобод и связанных с осуществлением образовательного процесса.
Текущая работа в течение года
-
Разбор жалоб участников образовательного процесса.
-
Участие в работе комиссии по внешнему виду учащихся, стилю одежды.
-
Участие в разрешении конфликтных ситуаций в школе.
-
Участие в работе совета профилактики.
-
Индивидуальное консультирование педагогов по вопросам прав.
-
Индивидуальное консультирование педагогов по вопросам прав