Версия для слабовидящих
Обычная версия сайта   Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:

приказ МКОУ СОШ № 8 по ВСероссийскому конкурсу соч.

 

     МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8»

 

ПРИКАЗ

06 сентября 2019 года                   х. Васильевский                   № 73

 

О проведении муниципального этапа

Всероссийского конкурса

сочинений в 2019 году

 

Во исполнение плана мероприятий по реализации Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации 29 июля 2016 года, в соответствии с Положением о Всероссийском конкурсе сочинений 2019 года, утвержденным заместителем директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства Просвещения Российской Федерации 18 марта 2019 года, с целью возрождения традиций написания сочинения как самостоятельнойт творческой работы, в которой отражаются результаты на разных этапах обучения и воспитания личности, обобщения, систематизации и распространения опыта по обучению написанию сочинений и развития связной письменной речи обучающихся

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Провести школьный этап Всероссийского конкурса сочинений 2019 года с 06 сентября по 26 сентября

2. Утвердить:

- Положение о проведении муниципального этапа Всероссийского конкурса сочинений 2019 года (Приложение 1);

- Положение о рабочей группе муниципального этапа Всероссийского конкурса сочинений 2019 года (Приложение 2);

- состав рабочей группы муниципального этапа Всероссийского конкурса сочинений 2019 года (Приложение 3);

- Положение о жюри муниципального этапа Всероссийского конкурса сочинений 2019 года (Приложение 4);

   3. Заместителю директора по учебно-воспитательной работе Верещак Г.В., координатору по проведению Всероссийского конкурса сочинений:

- организовать необходимую работу по организации, проведению и научно-методическому сопровождению школьного этапа Всероссийского конкурса сочинений 2019 года;

- представить конкурсные работы в рабочую группу муниципального этапа Всероссийского конкурса сочинений 2019 года (каб. 57, каб 58) не позднее 19 сентября 2019 года.

     4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора по УВР Верещак Г.В.

 

 

 

 

 

         Директор МКОУ СОШ № 8                                       Л.А. Ершова

С приказом ознакомлены: ____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

             Приложение 1

к приказу МКОУ СОШ № 8

                                                                                                          от 06.09.2019г. № 73

 

                                                Положение

о проведении муниципального этапа Всероссийского конкурса сочинений 2019 года

                         I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения муниципального этапа Всероссийского конкурса сочинений 2019 года (далее – Конкурс), порядок участия и определения победителей Конкурса

2. Организатором Конкурса является отдел образования администрации Кочубеевского муниципального района

3. Методическое сопровождение муниципального этапа Всероссийского конкурса сочинений 2019 года осуществляет методический кабинет муниципального учреждения «Центр по обслуживанию учреждений образования» (Еремина Л.М.)

                               II. Цели и задачи Конкурса

Конкурс проводится в целях:

- возрождения традиций написания сочинения как самостоятельной творческой работы, отражающей личностные, предметные и метапредметные результаты на разных этапах обучения и воспитания личности;

-   обобщения, систематизации и распространения эффективного опыта по обучению написания сочинений и развитию связной письменной речи обучающихся;

       Задачи Конкурса:

- создать условия для самореализации обучающихся, повышения их социальной и творческой активности; выявить литературно одаренных обучающихся: стимулировать их к литературному творчеству с целью получения нового личностного опыта;

- способствовать формированию положительного отношения подрастающего поколения к русскому языку и литературе как важнейшим духовным ценностям; повышению в глазах молодежи престижа грамотного владения русским языком и знания художественной литературы;

-привлечь внимание общественности к социально значимым проектам в области образования; к пониманию значимости функционально грамотного и творческого владения русским языком;

- получить внешнюю оценку образовательных результатов;

- способствовать решению педагогических задач развития связной письменной речи обучающихся, распространению эффективных педагогических методик и практик в области развития письменной речи обучающихся, в том числе обучения написанию сочинений

                                         III. Участники Конкурса

       Участниками Конкурса являются обучающиеся общеобразовательных организаций Кочубеевского района, реализующих программы общего образования, в том числе дети-инвалиды и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.

Конкурс проводится среди 4-х возрастных групп:

1 возрастная группа – обучающиеся 4-5 классов;

2 возрастная группа – обучающиеся 6-7 классов

3 возрастная группа – обучающиеся 8-9 классов

4 возрастная группа – обучающиеся 10-11 классов

     Языком Конкурса является русский язык – государственный язык Российской Федерации.

Отдел образования оставляет за собой право использовать конкурсные материалы в некоммерческих целях. Конкурсанты соглашаются с безвозмездной публикацией их работ или фрагментов работ любым способом и на любых носителях по усмотрению организатора Конкурса с обязательным указанием авторства работ.

Информация о проведении Конкурса размещается на официальном сайте отдела образования администрации Кочубеевского муниципального района.

IV. Тематические направления Конкурса и жанры конкурсных работ

В соответствии с целями и задачами Конкурса определены следующие тематические направления, в рамках которых участники Конкурса выполняют свои работы:

1. Театр жив, пока у него есть зрители: 2019 – Год театра.

2. Химия – это область чудес: 2019 – Международный год периодической системы Д.И. Менделеева.

3. Бессмертие народа в его языке (Ч.Айтматов): 2019 – Международный год языков. коренных народов;
4. Писатель не тот, кто пишет, а тот, кого читают: юбилеи российских писателей.

5. Книга – это товарищ, это верный друг (В.Сологуб): юбилеи литературных произведений

6. Экология стала самым громким словом на земле (В. Распутин): почему Россия нуждается в чистой энергии и экологически чистом транстпорте..

7. Стражи и форпосты России.

8. Детство – это огромный край, откуда приходит каждый (А. де Сент-Экзюпери): 70-летие Международного дня защиты детей и 30-летие принятия Конвенции о правах ребенка.

9. Человечество не испытывает недостатка в знаниях, оно испытывает недостаток доброты (Даниил Гранин).

Выбор тематического направления осуществляет участник Конкурса. Тему конкурсной работы участник формулирует самостоятельно в рамках выбранного им тематического направления.

Жанры конкурсных работ: рассказ, сказка, письмо, дневник, заочная эксурсия, очерк, репортаж, интервью, эссе, рецензия. Специфика тем конкурсных работ описана в приложении к настоящему Положению.

Выбор жанра конкурсной работы участник Конкурса определяет самостоятельно.

V. Требования к конкурсным работам

   Каждый участник имеет право представить на Конкурс одну работу.

   На Конкурс принимаются сочинения, написанные в соотвествии с Порядком проведения и тематикой Конкурса. Работы, участвовавшие в других конкурсах, к участию в Конкурсе не принимаются.

   Конкурсная работа должна представлять рукописный текст, написанный черными чернилами (за исключением работ, авторы которых – обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеющие трудности, связанные с письмом) и быть выполнена на утвержденном бланке Конкурса установленного образца.

   Конкурсная работа принимается к рассмотрению только при наличии заполненной по образцу заявки на участие в конкурсе.

   Участники Конкурса выполняют работу самостоятельно на русском языке в прозе, поэтические тексты не рассматриваются.

   Иллюстрирование конкурсных работ авторами не запрещается, но и не является обязательным условием.

     Во время написания работы разрешается использовать подготовленный заранее цитатник (по определенному тематическому направлению), орфографические словари, справочники по русскому языку.

     На муниципальный этап принимаются 4 работы от образовательной организации разных возрастных групп.

     Объем конкурсной работы не регламентируется.

     Работы, представленные с нарушением требований к оформлению или нарушением установленных сроков, не рассматриваются.

     Работы должны быть проверены на плагиат. В случае выявления высокого процента плагиата (более 25%) работа лишается права участия в Конкурсе, а участник не включается в список участников муниципального этапа.

VI. Сроки, порядок и организация Конкурса.

 

Муниципальный этап Конкурса проводится в 2 этапа:

 

Первый – школьный с 06 сентября по 18 сентября 2019 года

1. Каждый обучающийся, желающий принять участие в Конкурсе, должен подготовить и представить в рабочую группу первого этапа Конкурса заявку на участие в Конкурсе по установленной форме.

2. Работы выполняются участником в письменном виде чернилами черного цвета.

3. Члены жюри в установленный срок проводят оценку конкурсных работ по критериям, утвержденным настоящим Положением.

4. Оцененные работы проверяются на плагиат.

5. Лучшие работы представляются для участия в муниципальном этапе Конкурса:

6. Перед направлением на второй этап Конкурса должна быть проведена проверка:

- текста конкурсной работы на плагиат;

-текстовые файлы на наличие ошибок и опечаток;

-достоверность указанной в заявке контактной информации (телефоны и электронные адреса участника и учителя, осуществлявшего педагогическое сопровождение, полный домашний адрес участника с индексом)

Второй – муниципальный этап с 19 по 26 сентября 2019 года.

   1. Доступ к работам участника имеют только члены жюри Конкурса, котрые оценивают конкурсные работы.

   2. Оцененные членами жюри работы передаются председателю рабочей группы второго этапа Конкурса.

3. Члены рабочей группы второго этапа Конкурса на основании протокола работы жюри составляют рейтинговые списки участников Конкурса и вы0являют лучшие работы из расчета 25% от общего количества работ участников Конкурса, которые прошли процедуру оценивания жюри.

4. Авторы лучших работ получают статус победителей муниципального этапа Конкурса.

5. Председатель рабочей группы передает для участия в региональном этапе Конкурса 4 работы из числа лучших (по одной работе от каждорй возрастной группы).

 

VII. Критерии оценивания конкурсных работ

Оценивание конкурсных работ осуществляется по следующим критериям:

1. Содержание сочинения:

- соответсвие сочинения выбранному тематическому направлению;

-формулировка темы сочинения (уместность, самостоятельность, оригинальность);

- соотвествие содержания теме;

-полнота раскрытия темы сочинения;

- оригинальность авторского замысла;

-соотнесенность содержания с интеллектуальным, эмоциональным и эстетическим опытом автора;

- корректное использование литературного, исторического, фактического (в том числе биографического), научного и другого материала:

- соответствие содержания выбранному жанру;

-воплощенность идейного замысла.

   2. Жанровое и языковое своеобразие сочинения:

--наличие в сочинении признаков выбранного жанра;

- цельность, логичность и соразмерносить композиции сочинения;

- богатство лексики и разнообразие синтаксических конструкций;

- точность, ясность и выразительность речи;

-целесообразность использования языковых средств;

- стилевое единство

   3. Грамотность сочинения:

-соблюдение орфографических норм;

-соблюдение пунктуационных норм;

-соблюдение языковых норм (правил употребления слов, грамматических

форм и стилистических ресурсов).

 

Показатели оценки по критериям и их выражение в баллах представлены в приложении к настоящему Положению.

Конкурсные работы участников каждой возрастной группы оцениваются отдельно.

Каждая конкурсная работа должна быть проверена и подписана не менее чем двумя членами жюри. Форма листа оценивая работы участника Конкурса приведена в приложении к настоящему Положению.

На каждом этапе Конкурса составляются рейтинговые списки участников по возрастным группам.

На основании полученных результатов выявляются победители соответствующего этапа Конкурса.

Образцы протокола оценивания работ и рейтинговый список по итогам проведения Конкурса приведены в приложении к настоящему Положению

Протокол проверки конкурсных работ должен быть подписан не менее чем двумя членами жюри и Председателем жюри.

Итоговый балл за каждую работу выставляется как среднее арифметическое от баллов, выставленных каждым проверяющим.

 

VIII. Подведение итогов Конкурса

Победители Конкурса определяются на основании результатов оценивания работ жюри каждого этапа Конкурса.

Победители каждой возрастной группы награждаются дипломами победителя соответствующего этапа Конкурса, участники – дипломами участника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            

 

 

 

 

         Приложение 2

к приказу МКОУ СОШ № 8

                                                                                                          от 06.09.2019г. № 73

 

 

Положение

о рабочей группе муниципального этапа Всероссийского конкурса сочинений 2019 года

 

I. Общие положения

 

1. Раборчая группа муниципального этапа Всероссийского конкурса сочинений 2019 года (далее – Конкурс) создается в целях организации, проведения и подведения итогов Конкурса на срок проведения Конкурса.

2. В своей деятельности рабочая группа Конкурса руководствуется федеральным законодательством, законодательством Ставропольского края и настоящим Положением.

3. Члены рабочей группы осуществляют свою деятельность на общественных началах.

II. Состав рабочей группы

Состав рабочей группы формируется из числа работников отдела образования, муниципального учреждения «Центр по обслуживанию учреждений образования», практикующих учителей русского языука и литературы.

III. Функции рабочей группы.

Рабочая группа Конкурса:

- является исполнительным органом Конкурса и несет ответственность за организацию Конкурса;

-осуществляет мероприятия по проведению муниципального этапа Конкурса и подведение итогов;

-принимает заявки от образовательных организаций на участие обучающихся в Конкурсе;

- формирует предложения по составу жюри;

- обеспечивает организацию работы жюри;

-составляет рейтинговые списки победителей по возрастным группам на основаниии итогов работы жюри;

- рассматривает и утверждает итоги проведения Конкурса на муниципальном этапе;

-осуществляет связи со средствами массовой информации с целью информационной поддержки и широкого освещения проведения Всероссийского конкурса сочинений.

 

IV. Права и обязанности рабочей группы Конкурса

Рабочая группа Конкурса действует на основе принципов гласности, открытости. «прозрачности» процедуры конкурсного отбора.

Члены рабочей группы обязаны:

- соблюдать требования федерального законодательства, нормативных правовых актов министерства образования Ставропольского края и настоящего Положения:

-руководствоваться профессиональными и этическими нормами; участвовать в заседаниях рабочей группы Конкурса;

Члены рабочей группы имеют право:

- вносить предложения по порядку работы рабочей группы Конкурса;

- запрашивать и получать консультации по вопросам проведения Конкурса;

-отказаться от работы в составе рабочей группы Конкурса, уведомив об этом председателя рабочей группы, в случае возникновения «конфликта интересов».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       Приложение 3

к приказу МКОУ СОШ № 8

                                                                                                          от 06.09.2019г. № 73

 

Состав

рабочей группы муниципального этапа Всероссийского конкурса сочинений 2019 года

 

Верещак Г.В.                                                    

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе,

председатель рабочей группы

 

Калмыкова

Руководитель методического объединения учителей гуманитарного цикла,

заместитель председателя

рабочей группы

Атамас О.В.                                                          

Учитель начальных классов, секретарь рабочей группы

                                                                                      

Члены:

Корниенко О.В.

Учитель русского языка и литературы

 

Сураева Л.В.

Учитель начальных классов

Митаниева О.А.

 

Учитель начальных классов                                                                              

 

 

                                                                          

 

                                                          

 

 

 

 

                  

 

 

 

   Приложение 4

к приказу МКОУ СОШ № 8

                                                                                                          от 06.09.2019г. № 73

 

 

Положение

о жюри муниципального этапа Всероссийского конкурса сочинений

2019 года

 

I. Общие положения

1. Жюри муниципального этапа Всероссийского конкурса сочинений 2019 года (далее - Конкурс) представляет собой консультативно-совещательный орган, задачей которого является рассмотрение представленных конкурсных работ и определение победителя

2. Жюри создается на время проведения Конкурса.

3. В своей деятельности жюри Конкурса руководствуется федеральным законодательством, законодательством Ставропольского края и настоящим Положением.

4. Члены жюри осуществляют свою деятельность на общественных началах.

 

II. Состав жюри Конкурса

1. Состав жюри Конкурса формируется из числа практикующих учителей русского языка и литературы

2. Требования к отбору членов жюри Конкурса:

- наличие профессиональной квалификации, позволяющей обеспечить компетентный уровень оценивания конкурсных работ;

-отсутствие личной заинтересованности в результатах проведения Конкурса (т.е. отсутствие родственников или учеников среди участников Конкурса)

3. Состав жюри утвержается приказом отдела образования

4. Общее число членов жюри должно составлять не менее 7 человек.

5. Организацию работы жюри Конкурса осуществляет муниципальное учреждение «Центр по обслуживанию учреждений образования»

 

III. Функции жюри Конкурса

Полномочия жюри Конкурса

-жюри оценивает представленные на Конкурс работы в соответствии с утвержденными критериями;

-каждую работу оценивает не менее 2 членов жюри методом случайной выборки;

-жюри имеет право на снятие с Конкурса работ, имеющих признаки плагиата;

- жюри определяет победителей Конкурса в соответствии с установленной квотой из числа конкурсантов, набравших наибольшее количество баллов;

-жюри заполняет и подписывает протокол заседания жюри и рейтинговые списки;

-жюри передает протоколы и оцененные работы участников членам рабочей группы Конкурса;

 

Работы, участвующие в Конкурсе, оцениваются членами жюри в соответствии с критериями, утвержденными Положением о Конкурсе.

 

Решения жюри принимаются большинством голосов. В случае равного количества мнений «за» и «против» решение принимается Председателем жюри. Принятые жюри решения считаются окончательными и пересмотру не подлежат. Апелляции не принимаются. При решении спорных вопросов к участию в работе жюри могут привлекаться члены рабочей группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

к Положению о проведении

муниципального этапа Всероссийского конкурса сочинений 2019 года

 

 

Специфика тем конкурсных работ

 

Тематическое направление участник Конкурса выбирает самостоятельно. При выборе тематического направления рекомендуется учитывать возраст участника, сферу его интересов, опыт участия в творческих конкурсах. Участник Конкурса может обратиться за помощью к членам семьи и учителю, осуществляющему его педагогическое сопровождение. При выборе тематического направления и планировании содержания сочинения рекомендуется тщательно проанализировать формулировку тематического направления, так как при достаточной степени обобщения в каждой из формулировок в то же время содержится указание на определенный ракурс раскрытия темы. Анализ работ участников Конкурса прошлых лет показывает, что зачастую содержание сочинения соответствует тематическому направлению лишь частично или соответствие ограничивается только формулировкой темы, формальным упоминанием (в начале или в конце), ассоциацией, искусственным включением в содержание тех или иных фактов.

 

Положением о Всероссийском конкурсе сочинений 2019 года утверждены следующие тематические направления:

1. Театр жив, пока у него есть зрители: 2019 – Год театра;

2. Химия – это область чудес: 2019 – Международный год периодической системы Д.И. Менделеева;

3. Бессмертие народа – в его языке (Ч. Айтматов): 2019 – Международный год языков коренных народов;

4. Писатель не тот, кто пишет, а тот, кого читают: юбилеи российских писателей;

5. Книга – это товарищ, это верный друг (В. Соллогуб): юбилеи литературных произведений;

6. Экология стала самым громким словом на земле (В. Распутин): почему Россия нуждается в чистой энергии и экологически чистом транспорте;

7. Стражи и форпосты России.

8. Детство – это огромный край, откуда приходит каждый (А. де Сент-Экзюпери): 70-летие Международного дня защиты детей и 30-летие принятие Конвенции о правах ребенка;

9. Человечество не испытывает недостатка в знаниях, оно испытывает недостаток доброты (Даниил Гранин).

 

Тематическое направление «Театр жив, пока у него есть зрители» приурочено к Году театра (Указ Президента от 28 апреля 2018 г. № 181) и предполагает несколько вариантов раскрытия: актуализация зрительского или актерского опыта автора сочинения; рассмотрение проблемы существования и востребованности традиционного театра в современном культурном пространстве, формируемом цифровыми технологиями; размышления о будущем театра.

Тематическое направление «Химия – это область чудес» приурочено к Международному году периодической системы Д.И. Менделеева, однако может рассматриваться шире и включать в себя как максимально широкое содержание, связанное с вопросами настоящего и будущего развития науки, так и рассмотрение более локальных проблем, таких как изучение химии в школе, стимулирование интереса к этой области знаний у школьников и др.

Тематическое направление «Бессмертие народа – в его языке», посвященное Международному году языков коренных народов, напротив, не предполагает общих рассуждений о значении языка в жизни человека. В сочинениях, написанных в рамках этого тематического направления, хотелось бы увидеть прежде всего обращение к проблемам существования и функционирования языков коренных народов России, к конкретному краеведческому, этнокультурному и литературно-фольклорному материалу.

Тематическое направление «Писатель не тот, кто пишет, а тот, кого читают» традиционно посвящено юбилеям российских писателей. В 2019 году мы отмечаем юбилеи А.Н. Радищева (270 лет со дня рождения), И.А. Крылова (250 лет со дня рождения), И.И. Козлова (240 лет со дня рождения), А.С. Пушкина (220 лет со дня рождения), Н.В. Гоголя и А.В. Кольцова (210 лет со дня рождения), Я.П. Полонского (200 лет со дня рождения), Г.П. Данилевского (190 лет со дня рождения), К.Л. Хетагурова (160 лет со дня рождения), З.Н. Гиппиус (150 лет со дня рождения), П.П. Бажова (140 лет со дня рождения), А.А. Ахматовой и Н.Н. Асеева (130 лет со дня рождения), Ю.К. Олеши, В.В. Набокова, А.П. Платонова, И.Л. Сельвинского, Л.М. Леонова и А.А. Суркова (120 лет со дня рождения), А.И. Шарова (110 лет со дня рождения), Д.А. Гранина, Н.И. Глазкова, Мустая Карима и К.Д. Воробьева (100 лет со дня рождения), Ф.А. Искандера, В.М. Шукшина, И.П. Токмаковой (90 лет со дня рождения). Список может быть дополнен региональными писателями-юбилярами.

В сочинениях в рамках данного тематического направления следует избегать пересказа биографий писателей и содержания их произведений, избыточного цитирования историко-литературных источников. Желательно, чтобы в сочинении нашел отражение смысл, заложенный в формулировке «Писатель не тот, кто пишет, а тот, кого читают», звучал ответ на вопрос, почему современный читатель обращается к произведениям этих писателей и поэтов, прочитывалось личное отношение автора работы к их творчеству.

Еще одно традиционное тематическое направление Конкурса «Книга – это товарищ, это верный друг» посвящено юбилеям литературных произведений: 190 лет со дня первой публикации повести-сказки А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»; 160 лет с момента первой публикации романов И.А. Гончарова «Обломов» и И.С. Тургенева «Дворянское гнездо», написания и первой постановки драмы А.Н. Островского «Гроза»; 150 лет с момента завершения полной публикации романа Л.Н. Толстого «Война и мир»; 120 лет со дня первой публикации рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой»; 90 лет с момента первой публикации сказки К.И. Чуковского «Айболит»; 80 лет с момента первой публикации сказки А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города» (60 лет с момента публикации второй версии сказки), повестей А.П. Гайдара «Судьба барабанщика», «Чук и Гек», сборника К.Г. Паустовского «Мещерская сторона»; 60 лет с начала публикации «Денискиных рассказов» В.Ю. Драгунского; 50 лет со дня первой публикации повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…». Формулировка «Книга – это товарищ, это верный друг» предполагает, прежде всего, обращение к читательскому опыту участников Конкурса. Не следует пересказывать произведение, подменять сочинение о книге сочинением об авторе, рассуждать о значении книг в жизни человека вообще, злоупотреблять цитатами. В то же время приветствуется уместное, грамотное и корректное использование художественного текста, литературоведческого и литературно-критического материала, обращение к историко-литературному контексту.

Тематическое направление «Экология стала самым громким словом на земле» предполагает рассмотрение в рамках Конкурса сочинений участников конкурса «Вместе – ярче!». Работы участников конкурса «Вместе – ярче!» принимаются и оцениваются в рамках ВКС в общем порядке, предусмотренном Положением о Конкурсе. Тематическое направление предполагает, прежде всего, поиск ответов на вопросы: почему Россия нуждается в чистой энергии и экологически чистом транспорте; почему для нашей страны с ее огромными территориями эта проблема особенно актуальна; может ли переход на чистые источники энергии (чистое топливо) изменить экологию; что важнее – удобства, которые предоставляет человеку современный транспорт, или безопасность среды обитания человека, какие компромиссы возможны в разрешении этой дилеммы, что может остановить глобальное загрязнение атмосферы и др.

Тематическое направление «Стражи и форпосты России» приурочено к подготовке празднования 500-летия Тульского кремля (Указ Президента № 599 от 10.11.2016) в 2020 году. Несмотря на то, что тема, на первый взгляд, представляется довольно локальной и интересной главным образом для обучающихся из Тульской области, она имеет большой потенциал и для других участников конкурса, проживающих в разных регионах России. Возможные варианты раскрытия темы: роль и значение Тульского кремля и Большой засечной черты в истории становления Российского государства; Тульский кремль как символ обороны государства; история оборонительных сооружений на южных и юго-восточных границах Русского государства; историко-культурное значение русских кремлей; охрана и восстановление памятников истории и культуры в российских городах.

Тематическое направление «Детство – это огромный край, откуда приходит каждый» посвящено двум юбилейным датам: 70-летию учреждения Международного дня защиты детей (учрежден в 1949 г. на Московской сессии совета Международной демократической федерации женщин) и 30-летию принятия Конвенции о правах ребенка (1989 г.). В сочинениях в рамках этого тематического направления желательно сделать акцент на то, какое значение в современном мире придается детям, детству, проблемам подрастающего поколения, как изменилось положение детей в социуме, как сами дети видят себя в настоящем и будущем, с какими проблемами сталкивается ребенок и какие победы может одерживать.

Тематическое направление «Человечество не испытывает недостатка в знаниях, оно испытывает недостаток доброты» предполагает размышления над вечной проблемой соотношения разума и чувств, мудрости и нравственности, науки и этики. Сочинения в рамках этого тематического направления могут быть, в частности, основаны на литературном, историческом, биографическом материале.

 

Тему конкурсной работы участник Конкурса формулирует самостоятельно в зависимости от выбранного тематического направления, содержания и жанра своей работы.

При оказании помощи в выборе формулировки темы сочинения учителю, осуществляющему педагогическое сопровождение участника Конкурса, необходимо учитывать соответствующие показатели оценки: уместность, самостоятельность, оригинальность, адекватность содержанию.

Не рекомендуется использовать в качестве темы формулировку тематического направления (что достаточно часто встречалось в предыдущие годы), поскольку это размывает границы содержания сочинения, снижает оценку конкурсной работы по показателям, связанным с темой сочинения, а также ведет к ошибкам при публикации сочинения в сборнике работ победителей Конкурса.

Такие характеристики, как уместность, самостоятельность и оригинальность, следует рассматривать в единстве и в контексте самой работы, например: формулировки «Увидеть небо» или «Через тернии к звездам» сами по себе не оригинальны и не самостоятельны, но первая работа представляет собою оригинальное прочтение басни И.А. Крылова «Свинья под дубом», а вторая – рассказ о том, как шли к своей цели основоположники отечественной космонавтики.

Примеры удачных формулировок тем сочинений победителей ВКС 2018 года: «Корабли солнечного круга» (эссе о творчестве В. Крапивина); «Два крыла моей души» (автор эссе – носитель двух языков – русского и нанайского – размышляет, что значит понятие «родной язык»); «Учусь слушать мир» (повествование о роли волонтерской деятельности в становлении личности автора работы, написанное в форме дневника); «Внучка по переписке» (рассказ о заочной дружбе московской школьницы и одинокого пожилого человека, живущего в глубинке в доме престарелых); «Дама с птицами» (рассказ, основанный на биографии балерины Ольги Судейкиной); «Пароль – отзыв» (эссе об экологии языка и значении литературного слова в духовной жизни современной молодежи); «Я верю» (оригинальное прочтение «Слова о полку Игореве» в контексте тематического направления, посвященного Году единства народов России); «У каждого свой сад» (эссе об особенностях художественного стиля русских писателей).

 

Жанры Всероссийского конкурса сочинений 2019 года

Положением о Всероссийском конкурсе сочинений 2019 года определены следующие жанры конкурсных работ: рассказ, сказка, письмо, дневник, заочная экскурсия, очерк, репортаж, интервью, слово, эссе, рецензия.

Жанр сочинения участник Конкурса определяет самостоятельно. Учитель, осуществляющий педагогическое сопровождение участника Конкурса, может оказать ему консультативную помощь в определении жанра. При оказании помощи в выборе жанра сочинения и определении жанровой принадлежности конкурсной работы учителю, осуществляющему педагогическое сопровождение участника Конкурса, рекомендуется учитывать:

- возраст участника. Анализ конкурсных работ прошлых лет показывает, что обучающиеся 4-5 классов, например, крайне редко могут претендовать на успех в таком жанре как эссе;

- содержание работы. Зачастую работы, жанр которых обозначен как «эссе», имеют ярко выраженное сюжетное или информационное содержание и являются скорее рассказами или очерками; «сказки» лишены установки на фантастический вымысел или в жанре сказки пересказывается биография писателя, исторического лица, что не всегда делается корректно, с соблюдением достоверных фактов; «письмо» только формально обращено к некоему адресату, а его основное содержание никак не поддерживает это обращение;

- стилистические и художественные особенности работы. Так, например, жанр «слово» требует использования риторических приемов, характерных для ораторской речи; «эссе» предполагает свободную композицию, выражение субъективного взгляда автора на значимую для него проблему, обращение автора к ассоциативному ряду.

Ошибки в определении жанровой принадлежности ведут к значительному понижению общей оценки конкурсной работы.